Внимательное отношение к такому фактору, как износ протектора шин, поможет водителю обеспечить безопасность управления транспортом. Назначение автомобильной резины – повышение качества сцепления колес с дорожным покрытием. Выраженное старение протектора снижает маневренность авто, удлиняет тормозной путь в случае экстренного торможения. Чтобы не допустить рисков ДТП, необходимо менять резину по окончании гарантийного срока или при явном изменении рисунка протектора.


Срок службы автомобильных шин
Показатели изношенности шин и срока службы замены во многом определяются сезонностью. Погодные условия серьезно влияют на качество сцепления – несоблюдение сроков замены нарушает условия эксплуатации, приводит к раннему «облысению» покрышек.
износ шин


Летний вариант
Резина, которую производители рекомендуют для летней установки, характеризуется выраженной жесткостью материала при небольшой глубине рисунка. Обычно высота борозд равна 6-8 мм.
Требования обусловлены отсутствием:
• резкого перепада температурного режима на улице и в гараже;
• большой разницы в качестве дорожного покрытия при одной поездке – асфальт, ледяная корка, снежный наст.
Для отвода жидкой грязи и воды хватает тонких ламелей. Заявленный срок для летних моделей – 10 лет.


Зимний вариант
Экстремальные погодные условия, температурные перепады и необходимость надежного сцепления на скользкой дороге приводят к существенным изменениям в структуре покрышек. Глубина борозд достигает 9-11 мм, ламели более широкие, чем у летнего варианта. Материал намного мягче и эластичнее, поэтому изнашивается быстрее.
Хотя стандарты, определяемые ГОСТ и производителями, соответствуют срокам, предусмотренным для летних вариантов, менять резину нужно чаще. Норма для отечественных дорог до 40 000 км, китайский стандарт – 80 000 пробега.


Всесезонный вариант
В регионах с отсутствием снега на дорогах, с мягким климатом используются всесезонные покрышки. Твердость резинового состава высоковата для зимы и недостаточна для лета. Поэтому допустимый уровень износа резины шин достигается быстрее, чем при ходе на сезонных моделях. Требования – зимой глубина протектора от 4 мм, летом от 1,6 мм.
О возрасте покрышек судят по маркировке, нанесенной на боковую часть. Неделя выпуска – первая, вторая цифры, последующие указывают на год.
виды шин


Зачем обращать внимание на изношенность резины
Степень износа протектора выявляют при стандартном техобслуживании. Процедура направлена на определение рисков, связанных с состоянием борозд:
1. Уменьшение глубины ламелей препятствует эффективности отвода воды, грязи. В результате контроль управления ухудшается. Некачественное сцепление с дорогой провоцирует заносы.
2. Стертость рисунка снижает качество сцепления на сухом асфальте, увеличивая тормозной путь.
При осмотре часто выявляется неравномерная изношенность, что является признаком отсутствия баланса колес, необходимости настройки развал-схождения.


Виды износа и причины
Как проявляются разные типы изношенности:
1. Нормальная. Протектор стирается равномерно, что указывает на правильные эксплуатацию и хранение.
2. Центральная. Колеса перекачаны, повышенное давление делает резину слишком жесткой. Сцепление с дорогой обеспечивается только центром шины.
3. Двусторонняя. Колеса слегка спущены, поэтому износ происходит по краю – этому способствует излишняя нагрузка на ребра жесткости и шероховатость асфальта.
4. Односторонняя. Геометрия осей настроена неверно. Большее повреждение внутренней части вызывает отрицательный дисковый развал. Сильные внешние повреждения появляются по причине положительного развала. Еще один провокатор – деформация диска, которая не заметна визуально.
5. Пятнистая. Неверная балансировка, неисправность стойки демпфера или рычагов обычные причины пятнистого рисунка.
6. Неравномерная. Старение обеих покрышек, находящихся на одной оси. Если на колесах одной оси шины изнашиваются неравномерно, шины принадлежат к разным партиям. Вторая причина – нарушение балансировки.
7. Пилообразная. Рисунок появляется на покрышках alligator при частых поездках по некачественному покрытию или при неверном угле схождения.
Зная, как определить изношенность шин и ее причины, можно своевременно выполнить замену и не волноваться о рисках потери управления во время поездки.
виды износа покрышки


Как определить изношенность
Понять, пора или нет менять покрышки, помогут индикаторы износа. При их отсутствии стандартом является остаточная глубина. Показатели (в мм) для разных категорий автомобилей:
• L – 0,8;
• N 2,3, O 3, 4 – 1;
• M1, N1, O1, 2 – 1,6;
• M2, 3 – 2.
Для зимнего варианта с маркировкой «M+S», «M&S», «M S» или в виде горы со снежинками и 3 пиками остаточная глубина до 4 мм.
Индикатор износа шин – показатель минимально допустимой глубины борозд, который не учитывает возможную неравномерность старения. Метка индикатора проставляется внутри протектора. При достижении метки в результате истирания шину необходимо менять!
Чтобы измерить минимальный износ шин, потребуются штангенциркуль, оснащенный линейкой, или линейка, в конструкции которой имеется глубиномер. Для получения максимально точного результата выполняют замеры на 6 участках, которые расположены в разных точках окружности. Расчеты выполняют по специальной формуле.


Как определить уровень износа шин в процентах:
1. Из показателя высоты протектора новой покрышки того же размера и модели вычитают фактическую глубину.
2. Из показателя высоты протектора новой покрышки того же размера и модели вычитают минимально допустимый износ протектора зимних шин или летних (индикатор).
3. Показатели перемножают.
4. Полученный результат умножают на 100%.
Этот способ поможет определить время необходимой замены, понять, что достигнут критический износ покрышки. А чтобы продлить срок службы резины, стоит практиковать несложные правила хранения и эксплуатации транспорта.
износ покрышки


Как предотвратить износ
Срок, заявленный производителем, является условным. В реальности «жизнь» резины существенно сокращают климатические особенности, агрессивные поездки, отсутствие плановых техосмотров. Продлить время использования шин можно, если соблюдать несколько правил:
1. Недопустимо складировать неиспользуемые покрышки в помещении с плохим проветриванием, сухим воздухом, под солнечным светом. Нельзя хранить рядом с кислотами, щелочами, смазочными материалами, металлами, подверженными коррозии. Все эти факторы приводят к высушиванию резины и к появлению микроскопических трещин.
2. Шины на дисках необходимо подвешивать, без дисков лучше ставить на ребро.
3. Давление в шинах должно быть корректным. В противном случае нагрузка распределится неравномерно, контакт с покрытием при движении уменьшится и стирание произойдет намного быстрее.
4. Лучше не практиковать агрессивное вождение на скорости, превышающей 90 км/ч, с резким торможением. Особенно важно это правило, если водить машину приходится по дорогам с ямами и буграми, которые оставляют вмятины на поверхности резины.
5. Не стоит постоянно перегружать автомобиль. Если набить багажник до предела, центр тяжести смещается, нагрузка ложится в основном на задние покрышки, которые будут более подвержены износу. Одновременно страдают амортизаторы, принимающие часть нагрузки на себя.
Даже не зная, как проверить износ шин с помощью формулы, можно визуально оценить степень старения протектора. Если автомобиль поставлен на плановое техобслуживание, работники сервиса обязательно напомнят о проблеме и предложат заменить покрышки. Тянуть с заменой не стоит – от состояния резины зависит безопасность водителя транспорта и его пассажиров, других участников движения. 9a110a2059574b37b41ff21e1b956dd7.jpeg

Рассказать свою историю
Читателей:  0
Нравится:  1
Поделится: