В конструкции ДВС предусмотрено несколько технологических систем, от слаженной работы которых зависит функциональность силового агрегата. Иногда, независимо от вида топлива, происходит сбой, при котором мотор начинает явственно троить – двигатель неровно работает на холостых оборотах. Рассмотрим в статье, по каким причинам возникает проблема и как можно ее определить.

Как понять, что мотор троит
Если отмечается неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, проблема легко выявляется с помощью тахометра. Стрелка прибора заметно подергивается. При нормальном состоянии ДВС количество оборотов в минуту равно 700/800. Когда холостые обороты плавают, диапазон существенно меняется. Возможен взлет показателя до 1500 с резким дальнейшим падением до 500 об/мин.
Даже не глядя на тахометр, я чувствую неисправность по 2 симптомам:
1. Нормальная работа двигателя сопровождается ровным шумом. Когда присутствуют перепады громкости, изменения тембра, можно говорить о неполадке. Плавающие обороты характеризуются усилением шумов до степени сильного гула, который падает до едва различимого.
2. В то же время появляется вибрация кузова.

Скачки стрелки тахометра вкупе с гулом ДВС и вибрацией автомобиля наблюдаются при холостом ходу по нескольким причинам, которые рассмотрим подробнее.
неустойчивая работа двигателя на холостом ходу
Почему на холостом ходу плавают обороты
Основные причин, по которым происходит сбой оборотов – изношенность поршней и цилиндров, неисправность топливной, впускной, газораспределительной системы или зажигания, проникновение воздуха извне.
Частые проблемы, приводящие к сбоям в работе:
1. Герметичность выпускной системы нарушена. Если произошла разгерметизация, мотор глохнет либо просто не запускается. Даже при отсутствии микротрещин на коллекторе обратите внимание на прокладку и вакуумные шланги. Усохшие и поврежденные расходники пропускают воздух. При поступлении воздуха состав топливной смеси обедняется, что и приводит к неравномерности вращений.
2. Регулятор холостого хода. Задача механизма – держать обороты, когда дроссельная заслонка закрыта. В случае неполадки движок периодически троит, мотор не выходит на холостые или глохнет. Нет контакта – клапан не получает должного питания. При осмотре заметно окисление покрытых грязью клемм. Часто нестабильная работа двигателя автомобиля на холостом ходу выравнивается после разборки и очистки редуктора. Советую заодно для нормального режима смазать шток.
3. Жиклер холостого хода. На авто с карбюратором осмотрите жиклеры – при попадании грязи происходит обеднение топлива, поэтому отмечаются сбои. Стоит снять жиклер XX, промыть и просушить, чтобы устранить неполадку. Иногда помогает замена уплотнительного кольца, которое просто не держит нагрузку.
4. Клапан вентиляции картера. Забитый грязью или недостаточно открывающийся механизм провоцирует высокое давление. В результате в камеру проникает чрезмерный объем газа. Очищая клапан, не забывайте про патрубки. Если они напоминают гибкостью пластилин, который не спешит принять исходную форму, необходима замена – внутреннее пространство заполнено грязью до предела.
5. Датчик, отслеживающий расход воздуха. Плавание оборотов проявляется в результате поломки термокомпенсационного резистора внутри датчика. Неисправность влияет на определение объема кислорода, в блок управления поступают неверные данные. Порой неравномерная работа двигателя на холостых оборотах прекращается после чистки датчика, но чаще его приходится менять.
6. Дроссельная заслонка. Неустойчивая работа инжектора на холостом ходу нередко проявляется из-за нагара, покрывающего заслонку. Чтобы избавиться от проблемы, достаточно снять и тщательно прочистить механизм. Канал холостого хода перекрыт, когда давят на педаль газа. Отпустить его может только клапан РХХ. При его залипании или поломке автомобиль полностью глохнет, к сбою хода способно привести только сильное загрязнение.
7. Неисправны форсунки. Распыление топлива происходит неравномерно. Обычно для выравнивания оборотов достаточно прочистить форсунки, залив в топливный бак присадку. Но эффективнее справляется с проблемой ультразвуковая чистка с установкой автомобиля на стенде.
8. Свечи зажигания. Высокий уровень нагара препятствует воспламенению смеси. Когда из строя выходит хотя бы одна свеча, возникает неровная работа двигателя на холостых оборотах, которая сопровождается сильной вибрацией. Причины неполадки – превышение ресурса детали, увеличение промежутка между электродом, большой слой нагара, который мешает искре.
9. Давление топлива снижено. После 200 000 пробега неприятности доставляет клапан-регулятор, расположенный в топливной раме. Возможно повреждение насоса, который при включении не обеспечивает необходимое давление. Еще одна причина кроется в засорении фильтров – менять их следует после каждых 30 000.
Определить, что является причиной троения в конкретном случае поможет самодиагностика.
неравномерная работа двигателя на холостом ходу
Как диагностировать проблему цилиндров
Оптимальное решение – воспользоваться автомобильным диагностическим сканером для выявления проблем цилиндров:
1. P0300 – в разных цилиндрах возникают множественные пропуски зажигания в результате проблем с проводкой, клапанами, свечами зажигания, форсунками, датчиком положения коленвала.
2. P0301-0312 – пропуск в определенном цилиндре по вине его свечи, проводки, индивидуальной катушки. Вероятные виновники также клапан или форсунка.
3. P0171 – проблема в бедной смеси, идет подсос воздуха.
4. P0172 – смесь слишком обогащена, проблема с лямбда-зондом, переливом форсунки, с грязью в фильтре.
5. P0201-P0212, P0261-P0296 – нарушено питание форсунки, ищут обрыв проводки, замыкание.
6. P0350 – неисправность общей катушки зажигания.
7. P0351- P0362 – неисправность индивидуальной катушки зажигания.
8. P0505-0507 – проблема РХХ

Новичкам лучше сразу обратиться в сервис. Для осмотра тех же форсунок автомобиль необходимо разместить на стенде, а проверка искры требует минимальных навыков работы электриком. Но даже для опытного автомобилиста поиск неисправности нередко превращается в пытку из-за необходимости обращать внимание на мельчайшие дефекты. 21a9a27fa2d3ed9dbca324ec5cad9ce7.jpeg

Рассказать свою историю
Читателей:  0
Нравится:  1
Поделится: